Бог не без милости, казак не без счастья.
Кстати, летом как чувствовал к чему все идет и перечитал "Унесенные ветром".
Первый том - шедевр. Если убрать экспозицию, которая действительно подходит, скорее, для женского романа, то описание войны настолько реалистично, как будто Митчелл пережила ее лично.
Очень хорошо показан мобилизационный потенциал южного общества. При этом важно отметить - слабое государство (это ведь XIX век и Америка) компенсируется высоким уровнем вовлеченности институтов гражданского общества. Большую роль играет социальное давление.
Та же Скарлетт О'Хара будучи на тот момент весьма недалекой девочкой-девочкой молча работает в госпитале среди раненых, а дома стирает окровавленные бинты. И это норма.
Второй том, конечно, вышел слабее. И да, он расистский и тенденциозный.
Кстати, перечитав, удивился тому, насколько иначе воспринимают образ Скарлетт по сравнению с тем, что есть в книге. В книге это не особо умная, необразованная, алчная (причем алчность - следствие психотравмы) женщина. Ее главное положительное качество - деловая хватка - опять же следствие алчности. Но людям нравится. Может потому, что характер получился очень яркий и живой. В другой ситуации это был бы отрицательный персонаж, а тут все равно испытываешь к ней симпатию.
Первый том - шедевр. Если убрать экспозицию, которая действительно подходит, скорее, для женского романа, то описание войны настолько реалистично, как будто Митчелл пережила ее лично.
Очень хорошо показан мобилизационный потенциал южного общества. При этом важно отметить - слабое государство (это ведь XIX век и Америка) компенсируется высоким уровнем вовлеченности институтов гражданского общества. Большую роль играет социальное давление.
Та же Скарлетт О'Хара будучи на тот момент весьма недалекой девочкой-девочкой молча работает в госпитале среди раненых, а дома стирает окровавленные бинты. И это норма.
Второй том, конечно, вышел слабее. И да, он расистский и тенденциозный.
Кстати, перечитав, удивился тому, насколько иначе воспринимают образ Скарлетт по сравнению с тем, что есть в книге. В книге это не особо умная, необразованная, алчная (причем алчность - следствие психотравмы) женщина. Ее главное положительное качество - деловая хватка - опять же следствие алчности. Но людям нравится. Может потому, что характер получился очень яркий и живой. В другой ситуации это был бы отрицательный персонаж, а тут все равно испытываешь к ней симпатию.
Образование она кстати, получила- в частном пансионе, и хоть в науках не особо блистала(единственным предметом, который ей давался без труда, была арифметика), но в то время, полагаю, это было обычныа образованием для женщин
Она думает гадости. Она ненавидит работу в госпитале, ненавидит Мелани, не любит своих детей и т.д.
Но то что она ДЕЛАЕТ ради них... Это многого стоит, как по мне. То что она сцепив зубы делает ломая себя, много ценнее тех кто красиво говорит, мило улыбается и ни хрена не делает. эти все милые тётушки Питти, прекрасные леди, любящие сестры...
Они все такие милые и добрые... А по факту - лицемерные слабые сучки.
Недаром Мелани любила и защищала Скарлетт всегда. Вот она-то как раз настоящая благородная леди. Вот она то и не гнушалась и хлопок убрать, еле встав с постели после родов, в то время как здоровые сестры Скарлетт ныли и жалели ручки, она помогала спрятать тело убитого янки.
Да и сама готова была его приголубить.
Она понимала что сделала Скарлетт для нее и ценила ее за это.
Скарлетт стерва, но она на самом деле не плохой человек. Потому что она из тех кто делает, пусть из не слишком благородных мотивов... но ДЕЛАЕТ...
Мне иногда при перечитывании вспоминаются дети Марфы Киплинга. Там не столько про Мелани, там и про других севших Скарлетт на шею, и понимавших ее за ее спиной.
...
Дети Марии легко живут, к части они рождены благой.
А Детям Марфы достался труд и сердце, которому чужд покой.
И за то, что упреки Марфы грешны были пред Богом,
пришедшим к ней.
Детям Марии служить должны Дети ее до скончанья дней.
....
Отдыха знать им вовек нельзя, Веры для них недоступен Храм.
В недра земли их ведет стезя, свои алтари они строят там,
...
Они не твердят, что Господь сулит разбудить их пред тем,
как гайки слетят,
Они не бубнят, что Господь простит, брось они службу, когда хотят.
И на давно обжитых путях и там, где еще не ступал человек,
В труде и бденье — и только так Дети Марфы проводят век.
...
А Детям Марии чего желать? Они знают — ангелы их хранят.
Они знают — им дана Благодать, на них Милосердья направлен взгляд.
Они слышат Слово, сидят у ног и, зная, что Бог их благословил,
Свое бремя взвалили на Бога, а Бог — на Детей Марфы его взвалил.
Ну тут в полный рост "не мы такие - жизнь такая". Её готовили хрустеть французскими булками под вальсы Шуберта, а жизнь заставила тянуть на себе хозяйство в условиях войны, оккупации и разрухи. Тут поневоле ожесточишься и сузишь горизонт планирования.
А что вы, как мужчина, думаете о Эшли и Ретте?
Насчет уровня образования в книге есть момент, который у нас поймут не все, но который абсолютно понятен для американцев: "Да какое отношение имеет голосование к тому, о чем мы говорим, Уилл?! Мы же говорим о налогах..." Человек не знает азов.
RadaLich, Скарлетт деятельный человек, но ей лучше не попадаться на пути. В книге есть образы других деятельных женщин, которые и проявили волю к жизни и деловую хватку, и не оскотинились. Но образ яркий.
MirrinMinttu, рядом с Реттом исчезло чувство угрозы, она расслабилась и проявила себя. Есть категория людей, которые мобилизуются в кризисной ситуации.
C@es@r, вопрос не в ожесточении. После голода и угрозы потери Тары у нее появляется модус деятельности - деньги. Весь второй том она стремится разбогатеть, идя по головам. В книге это понимают все ее близкие. И ее алчность противопоставляется благородной деятельности других.
Ему нужно было вырываться от нее и находить дело, с которым он справляется.
Скарлетт была кирпичом на его шее, а он - на ее. Это, как сейчас модно говорить, токсичные отношения. И во многом в этом виновата Мелани. Она не мешала из них выйти.
Ретт травмированный разрывом с семьей человек. У него большие способности, которые он смог раскрыть, переступив через местные условности. Но ему не хватает семьи.
Мышки, станьте ежиками)
А про ку-клукс-клан Ретт прямо сказал "Эшли никогда в него не верил, потому что вообще против насилия".
Слова "достойно" и "ку-клукс-клан" вообще плохо сочетаются.
На дворе середина 19 века, а Скарлетт - женщина. В США женские колледжи начали появляться после Гражданской войны, преимущественно на Севере.
В южных штатах царили нормы Старого Света, женщинам давалось блестящее домашнее образование - управление поместьем входило в минимальную программу.
В общем, эта книжка была для меня хорошим предупреждением. показала, во что можно превратиться.
Эшли, понимая что его мир рухнул, продолжает плыть по течению и продолжает жить в этом прошлом, хотя в настоящем действует так как все, "но не лежит у него к этому душа" внутренне он сломлен.
Ретт тот четко видит куда всё идет и в то же время не может избыть в себе "джентльмена" под конец войны, понимая, что она проиграна все равно идет воевать за свой рухнувший мир.
И только Мелани остается верна себе, своим принципам, а они у неё настолько сильные и верные, что работают в любое время - в прошлом, в настоящем и в будущем.
Вот и у нас сейчас привычный мир рухнул...и никогда не станет прежним
Каждый выбирает по себе.
Алисанда Кортелуаз, в данном случае, мышки могут стать ежиками, попав в другую среду.
Важно, что он имел авторитет в этих кругах.
Дарьяж, да, возраст говорит о многом. Но тогда были иные стандарты социального поведения.
Наш мир пока не рухнул до описываемого уровня.
А сейчас, пожалуй, для таких подвигов без таблеточек не обойдусь, и то не факт, что выдержу.
Makskozak, Но тогда были иные стандарты социального поведения. - да, и очень сильно иные. И как говорится "бытие определяет сознание"
Ещё она ребёнка родила в те же 16.
Мне очень понравился в книге один момент: Мелани растрогана печальной судьбой соседки, говорит Скарлетт - давай её с собой заберём. Скарлетт, мысленно: ну уж нет! Тебя и остальных наших я согласна содержать, но её - увольте.
Ещё вспомнился французский мюзикл, поставленных в начале нулевых по этой книге (думаю, отчасти и по фильму - очень уж актёры в главных ролях были похожи на Вивьен Ли и Гейбла): главная любовная линия и тема войны отошли на второй план, а что на первом? Борьба негров с рабством. Нет, не так: БОРЬБА НЕГРОВ С РАБСТВОМ. Песен про это дофига, да и вообще не очень понятно, кто там главный герой: Скарлетт или чел, который на плантации работал лол.
Очень повеселило, ведь в книге и фильме эта тема вообще не педалировалась. Музыка и текст песен про борьбу с рабством были хороши, впрочем, так что неверность оригиналу меня не возмущала)