Бог не без милости, казак не без счастья.
Очередная финансовая пирамида в очередной раз приказала долго жить. Очередные дураки набрали кредитов, а теперь с помощью медитации пытаются просить мироздание вернуть все, как было.
t.me/gbrvl2/65
По ссылке боль и переживания.
Центробанк собирается с самого первого класса вводить финансовую грамотность в школьную программу. Это похвально, но, боюсь, бесполезно. Финграм предполагает рациональность поступков, а человек иррационален. У кого-то вера в чудо (особенно в условиях, когда население беднеет, а пропаганда потребительства не снижается), у кого-то - в позитивное мышление, а у кого-то просто сценарное поведение и необходимость выплаты долгов это чуть ли не единственная понятная цель жизни.
В общем, я не думаю, что это можно полностью исправить, но можно хотя бы попытаться.
t.me/gbrvl2/65
По ссылке боль и переживания.
Центробанк собирается с самого первого класса вводить финансовую грамотность в школьную программу. Это похвально, но, боюсь, бесполезно. Финграм предполагает рациональность поступков, а человек иррационален. У кого-то вера в чудо (особенно в условиях, когда население беднеет, а пропаганда потребительства не снижается), у кого-то - в позитивное мышление, а у кого-то просто сценарное поведение и необходимость выплаты долгов это чуть ли не единственная понятная цель жизни.
В общем, я не думаю, что это можно полностью исправить, но можно хотя бы попытаться.
На прошлом месте работы один мастер, с полным осознанием рисков, вложился в это дело. Машину за два ляма взял, по итогу. Свое вернул, в плюс вышел, но собирался на ещё один заход - правда за счет "плюса". Другой на это посмотрел и в марте запулил в эту финико свои деньги. И врядли успел вывести.
Все надеются быть как 1 мастер, но чаще получается как 2..
Год назад присутствовал у дочери в школе на целом движе, посвященному пирамидам.
Но это Москва, да.
Но при поддержке правительства Москвы.
Вопрос в том, что тут как с курением: ребенку можно с трех лет рассказывать о его вреде, но в тринадцать он попробует, а потом может и начнет курить. Но может хоть кто-то не станет. Или ограничится пробой.
Ну и, повторюсь, некоторых от долгов, кредитов и т.п. спасет только психотерапия. Спасла бы, потому что они никогда не обратятся.
Мне кажется, здесь есть еще одна проблема, у нас нет учителей для этого предмета. В Москве и Санкт-Петербурге худо-бедно их найти еще можно, а вот в регионах, особенно в малых городах и сельской местности с ними точно будет проблема. Более того, нужны грамотные программы обучения для каждого класса, а кому их писать? На вузовском уровне у нас преподавание экономики, и финансовых дисциплин налажено, а для школы нет. То, что написано по экономике в учебниках по обществознанию – абсолютно бесполезно, пустая теория, оторванная от реальной жизни.
Преподавать финансовую грамотность в школе должны люди, которые в финансовых вопросах разбираются на практике и умеют донести это до детей на понятном им уровне. Если со вторым ситуация достаточно нормальная, то с первым беда полная. У нас большинство населения финансово безграмотные, даже люди с высшим образованием, и учителя в том числе.
Для преподавания финансовой грамотности нужно специально готовить учителей. А это, как минимум 4 года учебы в педагогическом вузе или хотя бы пара лет на специальных курсах для уже дипломированных учителей, а перед этим надо разработать программы и привлекать для разработки надо экономистов, финансистов, педагогов и психологов. Если у нас по указу сверху введут финансовую грамотность в школах, я боюсь, что это будет чисто формальный шаг и навесят эту дисциплину на историков, которые ведут еще и обществознание. Мне кажется, преподавать финансовую грамотность должны люди именно с финансовым или экономическим образованием, в крайнем случае с техническим или математическим, т.е. те, кто хорошо знает математику, недаром на экономических и финансовых направлениях в ВУЗах большое внимание уделяется высшей математике и сопутствующим дисциплинам, даже на направлении менеджмент.
А сейчас у нас вопросами финансовой грамотности для детей занимаются отдельные энтузиасты, например, как Диана Мастепанова, у нее есть хорошая книга «София и Финик в стране Финансов», но это не учебник, а именно детская книга для младшего школьного возраста. Наверняка, есть и другие авторы, но Диану я знаю лично и знаю про ее книгу. И у Дианы экономическое образование и хороший практический опыт работы
Это примерно как мои родители - медики высочайшей квалификации - ставили банки с водой перед телеком с Чумаком.
*Anwen*, финграм дают не отдельным предметом, а в связке с другими дисциплинами. В первую очередь, математикой и обществознанием. Учителей надо готовить, но, скажу, их готовят.
Вопрос лишь в том, что это может повторять историю с прививками. Когда даже специалист разделяет общее и частное. Он понимает, что прививки нужны, но в конкретном случае их избегает.
*Anwen*, вот везде и всюду "ну, то физика, а это жизнь". У нас в школе бала "оторванная от жизни теория", но кому-то помогло, а кому-то нет. И вот большинству из вторых никакое разжевывание не поможет в принципе. Потому что надо не дать человеку рыбу, а научить ее ловить.
Ах да, хорошим учебником финансовой грамотности для самых маленьких является "Незнайка на Луне", без шуток.
Есть вещи, которым можно обучить только в детстве. Причем речь идет об элементарном: мыть руки, чистить зубы, не перебегать на красный сигнал светофора.
И семья часто такому научить не в силах. Если родители сидят по уши в долгах, выплачивая кредит за айфон, то другому финансовому поведению они ребенка не научат.
"Финграмотность" укладывается в довольно примитивную формулу - "чем выше доходность инвестиции, тем выше риск ее просрать", все остальное - производное от нее.
степень "бесплатности" разная, так можно дозвиздиться и до того, что срочный депозит-тоже кидалово и лохотрон.
Я встречно могу про ГКО многое рассказать - я этот крах он-лайн наблюдал. Из-за спин трейдеров.
Посекундно.
А ГКО, извините, по канону вообще самое надежное из всего что было придумано.
тогда их съедает инфляция.
Короче куда не кинь-всюду клин для бабосов и их обладателей.