07:42

Бог не без милости, казак не без счастья.
Эренбург И. "Оттепель". Илья Эренбург был талантливым человеком, поэтому его повесть читается легко и с удовольствием. Проглотил буквально за два присеста. Книга понравилась и, что немаловажно, продолжает жить в голове после прочтения.

Тем не менее, через какое-то время понимаешь, что автор перегнул с символизмом и не дотянул с психологизмом. Знакомство с героями в начале повести подано отлично, но потом ловишь себя на мысли, что попал в 9 "Б" класс: все друг в друга влюблены, никто никому в этом не признается и все страдают. Мало того, по уровню понимая другого человека любой девятиклассник даст персонажам фору. Может, конечно, действительно в суровые сталинские времена люди были настолько замороженные, но сомневаюсь. Это что касается символизма. Что касается психологизма, то попытки показать положительные стороны отрицательных героев все же до конца не удались. Журавлев не картонный злодей, но все же злодей.

Понятно, что сейчас книга читается не так, как читалась при ее издании. (Напомню, вышла она до ХХ съезда, но уловила общее настроение эпохи.) Бросается в глаза то, что практически каждый из героев имеет за плечами травматический опыт. Самые старшие пережили гражданскую войну, 1920-30-е и Великую Отечественную, те, что помоложе - 30-е и войну, совсем молодежь - только войну, но горя хватило всем. При этом, как обычно и бывает, те что постарше считают, что молодые жизни не нюхали.

Тот же Савченко считается в первой части наивным и прекраснодушным романтиком, видящим жизнь в розовом цвете, а у него за плечами блокада Ленинграда, смерть матери от голода, эвакуация и две попытки сбежать на фронт.

Интересны бытовые зарисовки. Автор описывал жизнь, как видел. Бросается в глаза насыщенность социальными контактами, активная жизнь вне дома. Телевизоров и интернета еще нет, а потому молодые и старые ходят в гости, в клуб, в театр, постоянно участвуют в каких-то обсуждениях, заседаниях и т.п. В принципе, мы сейчас делаем то же самое, только из положения лежа или сидя со смартфоном в руке. И собеседник не коллега с работы, а ноунейм из интернета.

Не знаю, хотел ли автор поиронизировать по поводу регулярных обсуждений международного положения или просто добавил реалистических черт, знакомых читателям, но все разговоры по поводу внешней политики выглядят... как-то неуместно что ли. Хотя опять же, любой писатель, решивший написать книгу о 2020 годе, должен будет иметь виду, что половина фраз его персонажей должна будет содержать слова "коронавирус" и "карантин".

В целом, книга хороша не только сама по себе, но и как свидетельство своей эпохи.

Комментарии
19.01.2021 в 08:51

молчаливый ПЧ
повесть читается легко и с удовольствием - а вот так, навскидку, с кем бы сравнил? Просто от совершенно разных людей слышал, что повесть хоть и знаковая исторически, но чисто литературно там всё не очень, как в рамках творчества Эренбурга, так и в целом, потому даже в списки на прочтение не включал - может, зря?
19.01.2021 в 11:04

Бог не без милости, казак не без счастья.
Jake Enotoff, мне трудно сравнивать авторов между собой. Но я перед этим с трудом продирался через "Талисман" В. Скотта, которого я люблю с младых ногтей, и бросил, а тут просто проглотил и не заметил. Ну и размышления о прочитанном. Есть о чем подумать, в отличие от многих прочитанных книг.

В целом, книга передает обычные и вполне естественные надежды на то, что новое царствование будет лучше предыдущего. Книга советская, верноподданическая, с фигурами умолчания и намеками, понятным современникам. Не зная контекста, многие вещи можно пропустить.

В целом, это не классика на все времена, но если хочется понимать позднюю сталинскую и постсталинскую эпоху, то неплохо бы почитать.

Я думаю, ты ничего не потеряешь, если прочтешь. Будет интересно обсудить впечатления.
19.01.2021 в 17:17

Сказать по правде: если бы эренбурговская "Оттепель" не стала символом эпохи (хотя даже не символом, а лишь дала ей название), то ничего выдающегося в ней нельзя обнаружить. Забывается сразу же после последней строчки на последней странице. Удивительно, но я даже и имена героев толком не запомнил. Запоминаются лишь очень схематичные образы: вот карьерист-сталинист, вот фронтовик-реформатор, а вот молодая женщина, которая вздохнула поглубже и от мужа ушла. Ну да разве на примере повести можно поучиться тому, как нужно колебаться вместе с генеральной линией партии. У Эренбурга получалось