Бог не без милости, казак не без счастья.
Эренбург И. "Оттепель". Илья Эренбург был талантливым человеком, поэтому его повесть читается легко и с удовольствием. Проглотил буквально за два присеста. Книга понравилась и, что немаловажно, продолжает жить в голове после прочтения.
Тем не менее, через какое-то время понимаешь, что автор перегнул с символизмом и не дотянул с психологизмом. Знакомство с героями в начале повести подано отлично, но потом ловишь себя на мысли, что попал в 9 "Б" класс: все друг в друга влюблены, никто никому в этом не признается и все страдают. Мало того, по уровню понимая другого человека любой девятиклассник даст персонажам фору. Может, конечно, действительно в суровые сталинские времена люди были настолько замороженные, но сомневаюсь. Это что касается символизма. Что касается психологизма, то попытки показать положительные стороны отрицательных героев все же до конца не удались. Журавлев не картонный злодей, но все же злодей.
Понятно, что сейчас книга читается не так, как читалась при ее издании. (Напомню, вышла она до ХХ съезда, но уловила общее настроение эпохи.) Бросается в глаза то, что практически каждый из героев имеет за плечами травматический опыт. Самые старшие пережили гражданскую войну, 1920-30-е и Великую Отечественную, те, что помоложе - 30-е и войну, совсем молодежь - только войну, но горя хватило всем. При этом, как обычно и бывает, те что постарше считают, что молодые жизни не нюхали.
Тот же Савченко считается в первой части наивным и прекраснодушным романтиком, видящим жизнь в розовом цвете, а у него за плечами блокада Ленинграда, смерть матери от голода, эвакуация и две попытки сбежать на фронт.
Интересны бытовые зарисовки. Автор описывал жизнь, как видел. Бросается в глаза насыщенность социальными контактами, активная жизнь вне дома. Телевизоров и интернета еще нет, а потому молодые и старые ходят в гости, в клуб, в театр, постоянно участвуют в каких-то обсуждениях, заседаниях и т.п. В принципе, мы сейчас делаем то же самое, только из положения лежа или сидя со смартфоном в руке. И собеседник не коллега с работы, а ноунейм из интернета.
Не знаю, хотел ли автор поиронизировать по поводу регулярных обсуждений международного положения или просто добавил реалистических черт, знакомых читателям, но все разговоры по поводу внешней политики выглядят... как-то неуместно что ли. Хотя опять же, любой писатель, решивший написать книгу о 2020 годе, должен будет иметь виду, что половина фраз его персонажей должна будет содержать слова "коронавирус" и "карантин".
В целом, книга хороша не только сама по себе, но и как свидетельство своей эпохи.
Тем не менее, через какое-то время понимаешь, что автор перегнул с символизмом и не дотянул с психологизмом. Знакомство с героями в начале повести подано отлично, но потом ловишь себя на мысли, что попал в 9 "Б" класс: все друг в друга влюблены, никто никому в этом не признается и все страдают. Мало того, по уровню понимая другого человека любой девятиклассник даст персонажам фору. Может, конечно, действительно в суровые сталинские времена люди были настолько замороженные, но сомневаюсь. Это что касается символизма. Что касается психологизма, то попытки показать положительные стороны отрицательных героев все же до конца не удались. Журавлев не картонный злодей, но все же злодей.
Понятно, что сейчас книга читается не так, как читалась при ее издании. (Напомню, вышла она до ХХ съезда, но уловила общее настроение эпохи.) Бросается в глаза то, что практически каждый из героев имеет за плечами травматический опыт. Самые старшие пережили гражданскую войну, 1920-30-е и Великую Отечественную, те, что помоложе - 30-е и войну, совсем молодежь - только войну, но горя хватило всем. При этом, как обычно и бывает, те что постарше считают, что молодые жизни не нюхали.
Тот же Савченко считается в первой части наивным и прекраснодушным романтиком, видящим жизнь в розовом цвете, а у него за плечами блокада Ленинграда, смерть матери от голода, эвакуация и две попытки сбежать на фронт.
Интересны бытовые зарисовки. Автор описывал жизнь, как видел. Бросается в глаза насыщенность социальными контактами, активная жизнь вне дома. Телевизоров и интернета еще нет, а потому молодые и старые ходят в гости, в клуб, в театр, постоянно участвуют в каких-то обсуждениях, заседаниях и т.п. В принципе, мы сейчас делаем то же самое, только из положения лежа или сидя со смартфоном в руке. И собеседник не коллега с работы, а ноунейм из интернета.
Не знаю, хотел ли автор поиронизировать по поводу регулярных обсуждений международного положения или просто добавил реалистических черт, знакомых читателям, но все разговоры по поводу внешней политики выглядят... как-то неуместно что ли. Хотя опять же, любой писатель, решивший написать книгу о 2020 годе, должен будет иметь виду, что половина фраз его персонажей должна будет содержать слова "коронавирус" и "карантин".
В целом, книга хороша не только сама по себе, но и как свидетельство своей эпохи.
В целом, книга передает обычные и вполне естественные надежды на то, что новое царствование будет лучше предыдущего. Книга советская, верноподданическая, с фигурами умолчания и намеками, понятным современникам. Не зная контекста, многие вещи можно пропустить.
В целом, это не классика на все времена, но если хочется понимать позднюю сталинскую и постсталинскую эпоху, то неплохо бы почитать.
Я думаю, ты ничего не потеряешь, если прочтешь. Будет интересно обсудить впечатления.