19:40

Бог не без милости, казак не без счастья.
"Журавленок и молнии", на мой взгляд, на голову выше "Троих с площади Карронад". Если "Карронады" это все же сказка, то тут вполне себе серьезная литература.

Конечно, есть немножко морской тематики, но ее именно столько, сколько нужно, и шестиклассники не разговаривают о стакселях и брамселях с видом бывалых морских волков. Есть злые учителя, но куда ж без них? Есть погибший друг. (Тут все же у Крапивина что-то личное.) Но, в целом, автор со всем этим не перебарщивает.

Язык легкий. Сюжет интересный. Вопросы поднимаются очень серьезные и актуальные для любого времени. (Даже описанные негритянские волнения в США прекрасно попадают на сегодняшнюю новостную повестку.:-) )

Главный герой показан несомненным лидером, который сам этого не осознает, но которого уважают и к которому тянутся.

Очень интересно показаны взаимоотношения Журки и Капрала. Капрал эдакий падший ангел, повернувшийся на сторону тьмы, явно разочаровавшись в свете. Журку он уважает и защищает с самой первой встречи. Возможно, он всего лишь играет роль змея-искусителя, а, возможно, это больше, чем желание привлечь его в банду. Не узнает ли он в Журке себя в прошлом? А Журка, в свою очередь, чувствует в себе за него ответственность.

Удались взрослые образы. Все описанные родители получились как живые.

В общем, рекомендую к прочтению.

Комментарии
05.09.2020 в 19:54

Сучность, воспитанная книгами
Спасибо, что напомнил. Неплохо бы перечитать.
06.09.2020 в 07:21

Хорошо там, где я.
О дааа! Та книга, которую читала стотыщпицот раз. В десять лет впервые читала - и всё, и заболела ей, и была любовь навеки с первой главы.
Полностью очаровалась Крапивиным после "Журавлёнка..." и после вот этого вот рассказа - "Вечерние игры". www.rusf.ru/vk/book/6_bastionnaya/vechernye_igr...
(В "Играх" никаких намёков на смерть детей нет, сразу предупреждаю!))
06.09.2020 в 17:12

Мир ушел вперед, а я стою у дерева
В "Журавленке..." есть гениальная фраза Маргариты, которая характеризует не только школу, а вообще многие иерархические системы: "То, что он делает - неподчинение. Для школы это хуже хулиганства и воровства".
06.09.2020 в 21:58

Бог не без милости, казак не без счастья.
Hatul Madan, как раз этот пафос от меня далек. Я не вижу школу царством насилия над свободой личности и не идеализирую детей. Может в 1981 году и были перегибы в сторону школьного диктата, но сейчас все с точностью до наоборот.
09.09.2020 в 12:49

Мир ушел вперед, а я стою у дерева
Makskozak, именно пафос от меня тоже далек. Хотя близок Крапивину и детям всех возрастов - его поклонников.
И школа не является чем-то уж таким особо выдающимся (ребенок по умолчанию несвободен, это данность вне каких-либо оценок этого факта).. Однако очень часто везде (и в семье, и в школе, и в рамках любой системы) я вижу одно явление: когда подчинения требуют не ради работоспособности системы (это хорошо и необходимо), не ради блага подчиненного (это вообще прекрасно), а ради самого подчинения. Оттого я и назвала эту фразу из книг гениальной.