Бог не без милости, казак не без счастья.
Читаю школьный учебник по истории 1962 года выпуска. Занимательно. Все плюсы и минусы советской системы образования в одном флаконе. И чувствуется мощная пропаганда вкупе с изгибами линии партии.
"19 июля 1914 года началась мировая война. В разгар жатвы крестьян с полей погнали в армию. Стон и глухие рыдания стояли в деревнях. Матери и жены провожали на фронт кормильцев. Нагруженные тяжелым военным снаряжением, задыхаясь в пыли, брели солдаты к линии фронта. Солдаты не знали, за что они воюют."
"...Русским помещикам и капиталистам было мало награбленных земель, им нужны были новые. Они протягивали руки к Галиции, хотели захватить черноморские проливы, турецкую столицу - Константинополь, - которая стоит как раз у выхода из Черного моря. Мимо Константинополя шли русские корабли с хлебом, нефтью. Во время войн турки часто закрывали проливы для русских кораблей."
Но тут же: "...В России мобилизация войск ещё не была закончена. Но она не оставила без помощи своего союзника. ...Русские дивизии потерпели поражение: сказалась незавершенность подготовки. Но Россия выполнила долг союзника - помогла отстоять Париж. Так повторялось не раз в ходе войны".
Про приезд Ленина: "Оставался только один путь - через Германию, с которой Россия воевала. В России было много немецких военопленных. За пропуск русских революционеров можно было освободить несколько пленных. Таким образом в Россию вернулось уже несколько эмигрантов. Но то были буржуазные деятели. ...Не так отнеслись к Ленину. Умалчивая о том, что Временное правительство давало согласие на проезд эмигрантов через Германию, буржуазные газеты встретили Ленина клеветой..."
Ни слова про финскую войну.
Интересно, что Китай и китайский народ упоминаются с эпитетом "великий". "Великий Китай", "великий китайский народ".
В отношении Египта применялся свой хитрый план. "...Его мужественный, свободолюбивый народ никогда не мирился с порабощением... Наибольшее значение для национальной экономики имеет строительство Асуанской плотины на реке Ниле. Асуанская плотина строится по проектам и при участии советских инженеров при большой материально-технической помощи Советского Союза. ... В результате героического сопротивления египетского народа и под давлением миролюбивых сил во всем мире во главе с Советским Союзом агрессоры были вынуждены прекратить войну и вывести свои войска из Египта." В общем, на Египет изливалось много фимиама но в конце приписочка: "Коммунистическая партия запрещена и находится в подполье".
Учебник по истории плавно переходит в футорологию, а потом становится учебником по основам государства и права. В рамках футорологии пишется о том, как через двадцать лет будет построен коммунизм, как к 1980 году вырастет промышленное производство и т.д. и т.п.
В общем, что можно сказать? Это не столько история, сколько пропаганда. Причём пропаганда беззастенчивая, с размаху бьющая по голове молотом. Но надо признать, что тогда она работала. Мало того, глава о стратегии развития не помешала бы и нынешним учебникам. Жалко только стратегии нет.
"19 июля 1914 года началась мировая война. В разгар жатвы крестьян с полей погнали в армию. Стон и глухие рыдания стояли в деревнях. Матери и жены провожали на фронт кормильцев. Нагруженные тяжелым военным снаряжением, задыхаясь в пыли, брели солдаты к линии фронта. Солдаты не знали, за что они воюют."
"...Русским помещикам и капиталистам было мало награбленных земель, им нужны были новые. Они протягивали руки к Галиции, хотели захватить черноморские проливы, турецкую столицу - Константинополь, - которая стоит как раз у выхода из Черного моря. Мимо Константинополя шли русские корабли с хлебом, нефтью. Во время войн турки часто закрывали проливы для русских кораблей."
Но тут же: "...В России мобилизация войск ещё не была закончена. Но она не оставила без помощи своего союзника. ...Русские дивизии потерпели поражение: сказалась незавершенность подготовки. Но Россия выполнила долг союзника - помогла отстоять Париж. Так повторялось не раз в ходе войны".
Про приезд Ленина: "Оставался только один путь - через Германию, с которой Россия воевала. В России было много немецких военопленных. За пропуск русских революционеров можно было освободить несколько пленных. Таким образом в Россию вернулось уже несколько эмигрантов. Но то были буржуазные деятели. ...Не так отнеслись к Ленину. Умалчивая о том, что Временное правительство давало согласие на проезд эмигрантов через Германию, буржуазные газеты встретили Ленина клеветой..."
Ни слова про финскую войну.
Интересно, что Китай и китайский народ упоминаются с эпитетом "великий". "Великий Китай", "великий китайский народ".
В отношении Египта применялся свой хитрый план. "...Его мужественный, свободолюбивый народ никогда не мирился с порабощением... Наибольшее значение для национальной экономики имеет строительство Асуанской плотины на реке Ниле. Асуанская плотина строится по проектам и при участии советских инженеров при большой материально-технической помощи Советского Союза. ... В результате героического сопротивления египетского народа и под давлением миролюбивых сил во всем мире во главе с Советским Союзом агрессоры были вынуждены прекратить войну и вывести свои войска из Египта." В общем, на Египет изливалось много фимиама но в конце приписочка: "Коммунистическая партия запрещена и находится в подполье".
Учебник по истории плавно переходит в футорологию, а потом становится учебником по основам государства и права. В рамках футорологии пишется о том, как через двадцать лет будет построен коммунизм, как к 1980 году вырастет промышленное производство и т.д. и т.п.
В общем, что можно сказать? Это не столько история, сколько пропаганда. Причём пропаганда беззастенчивая, с размаху бьющая по голове молотом. Но надо признать, что тогда она работала. Мало того, глава о стратегии развития не помешала бы и нынешним учебникам. Жалко только стратегии нет.
*рукалицо
рукалицо
Может, тогда попробуете мне объяснить, зачем простому работяге или конторскому сидельцу тонкости комплектования унтер-офицерского корпуса регулярной армии первой трети XIX века? Или проблемы хеттско-эламитских взаимоотношений? А самое главное, почему государство должно тратить на это средства, ради какой-такой отдачи?
Набиты они должны быть строго по плану, чтоб там было всё организовано и чётко. Эти хорошие, те плохие. Мы здесь, они там. Схематично, последовательно, идейно. Makskozak, коенчно, дело говорит, идею надо чётко сформулировать, но я уж сколько талдычу, что ясная госидеология нужна, и государство, не желающее иметь свою идеологию, будет иметь чуж(д)ую. Как поработавший с СОШ человек я не строю иллюзий о возможности формирования у масс чего-то там критического, стало быть, надо отталкиваться от наиболее качественной модели без оного. С обозначением ,,нужных книг" и правильных источников. Недоучки же опаснее и неучей, и вполне образованных. Последних ваять массово (т.е. 80-90% выпускников) кишка тонка.