09:14

Бог не без милости, казак не без счастья.
28.07.2011 в 13:08
Пишет  Ученик с последней парты:

Реальность Закона
Сергей Худиев

Существует объективный этический закон; обнаруживается это замечательно простым способом:

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. (Рим.2:1)

Люди склонны предъявлять друг другу этические претензии. Люди склонны судить как своих современников, так и людей других эпох - конкистадоров, инквизиторов, Олафа Трюгвассона, Фернандо Кортеса, Диего де Ланду. Но любой человек, который предъявляет кому-либо этические претензии тем самым утверждает реальность закона, которому обвиняемый должен следовать, но не следует. Мы не можем сказать "N не прав" не аппелируя при этом к каким-то критериям правоты; если мы к тому же демонстрируем гнев, возмущение, моральное негодование по отношению к этому человеку и его поступкам, мы исходим из того, что нарушения этого закона, особенно тяжкие, заслуживают возмущения и гнева.

Я часто сталкиваюсь с провозглашением морального релятивизма - утверждения, что объективной истины, в том числе, объективной этической истины, не существует, каждый сам для себя решает, что правильно, а что нет. Но тогда, со стороны моральных релятивистов, любые этические претензии к кому-либо - будь то Диего де Ланда или просто поссорившийся сетевой знакомый, являются просто лицемерием. В рамках релятивизма можно сказать, что такие-то поступки мне не нравятся - но нельзя сказать, что они объективно плохие. Не существует никаких объективных критериев, а наши субъективные критерии других людей ни к чему не обязывают. Никто не обязан следовать Вашим субъективным предпочтениям; если мораль - дело вкуса, то никто не обязан разделять Ваши вкусы. Гневно упрекать человека в каких либо гадостях, подлостях или преступлениях - так же нелепо, как с таким же пафосом упрекать его в том, что он не разделяет, например, Ваших вкусов в отношении музыки.

Часто повторяющийся аргумент сторонников морального релятивизма - “вера в единую истину привела к Инквизиции, нетерпимости etc.”, основан на лицемерии такого рода. Этот аргумент исходит из того, что нетерпимость – вещь объективно плохая, и мы все обязаны признать ее плохой, исполниться морального негодования по ее поводу и т.д. Но в рамках морального релятивизма не существует никаких объективно плохих вещей; если Вам не нравится нетерпимость, это исключительно Ваша проблема, дело Вашего вкуса, который никто не обязан разделять.

Итак, в тот момент, когда моральный релятивист выступит в роли “судящего другого” он аппелирует к закону – а значит, признает его реальность.

URL записи

Вот и я ж об этом.

@темы: православное и околоправославное

Комментарии
28.07.2011 в 09:41

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
Верно, я о том же говорю, когда рассуждаю о лживости существа, которому нравится указывать: "не убий!", - и при этом давить города под огнем и целый мир под водой. Или другого существа, кое рассуждает о подставлении другой щеки агрессору, а само выкидывает из храма торговцев (разумеется, без всякого применения насилия, ага).
28.07.2011 в 11:16

Abfliegen, zu wiederkommen
Опять евро- христианоцентризм... в какой-то степени это справедливо, поскольку Цивилизация как таковая выросла из этой платформы. Но о подобных загонах будет смешно рассуждать в поле конфуцианства или воззрений каких-нибудь людоедов-островитян. Не существует никаких моральных и этических универсалий, всякие из них жизненны только в рамках общества, их создавшего. Чем оборачивается перенос чужих установок на местную почву, мы отчётливо видим прямо сейчас.
28.07.2011 в 11:19

Бог не без милости, казак не без счастья.
Tongor, дело не в еврохристианоцентризме, а в естественном законе, о котором писал Кант, и его современной критике. Он либо есть, либо нет. Христианская мораль, естественно, рассматривается как самое близкое к нему приближение.
28.07.2011 в 11:35

Бог не без милости, казак не без счастья.
Bercut_bird, ты путаешь христианство с толстовством.
28.07.2011 в 11:45

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
Makskozak Не совсем. Я указываю на то, что христианство тоже любит вспоминать про релятивизм в этике, при этом указывая, для кого этика абсолютна, а для кого - по Эйнштейну.
30.07.2011 в 05:58

Бог не без милости, казак не без счастья.
Bercut_bird, опять-таки само наказание не является проявлением зла. Отец, выгоняющий ребенка со стройплощадки, может кричать и даже дать подзатыльник, но это не значит, что он этого ребенка не любит. Так и Христос выгонял торговцев из храма для их же блага.

Вообще оба приведенных тобою примера относятся к Богу, который не добр, но вседобр. Его наказание является благом для человека, и даже смерть не является злом. Для жителей сгоревшего города может лучше было сразу умереть, пока своими грехами они не обрекли себя на вечные муки. учше было сразу умереть, пока своими грехами они не обрекли себя на вечные муки.