В свете возникшего обсуждения стабильности/нестабильности Финляндии как социально-экономической системы вспомнился мне эпизод из моей мятежной юности.

В те золотые годы помимо учёбы в универе я устроился подработать в некую общественную организацию. Одной из моих обязанностей был обход домов одного из районов города в составе целой комиссии с целью сбора жалоб жильцов на условия их проживания.

Здесь нужно отметить тот факт, что будучи человеком деревенским я имел довольно поверхностное представление о городском образе жизни.

Первый рейд был сделан в микрорайоне, построенном по немецкому проекту на немецкие деньги для офицеров ЗГВ. Микрорайон можно было назвать элитным. В городе тогда так ещё не строили. Мало того, в первом же доме, куда я зашёл, был не только консьерж, были мраморные лестницы, в подъезде и на лестничных клетках стояли и висели горшки с цветами, сами стены были отделаны чем-то светлым. В общем, на лестнице создавалось впечатление чего-то радостного и солнечного.

Говорят, таких домов построили всего два. В дальнейшем русское сердце не выдержало немецкого расточительства, и проект сделали более экономным.

Жильцы этих домов жаловались страстно: на дорогах внутри микрорайона нет лежачих полицейских, а машины носятся как угорелые, на трансформаторной будке нет замка, а ведь туда могут залезть дети, по вечерам на лавочках у подъездов собирается молодёжь, всю ночь шумит и пьёт пиво, и вообще жить в таких условиях невыносимо. Я сочувственно кивал и делал пометки в блокнотике, а вот остальные члены комиссии слушали это всё с каким-то недобрым выражением лица.

Когда мы уже шли обратно, наш руководитель подошёл ко мне и с чувством сказал: "Да... Зажрались они тут!" Я лишь пожал плечами.

Смысл его реакции я понял на следующий день, когда мы перешли на другую сторону улицы и оказались в микрорайоне, построенном советскими строителями где-то в восьмидесятые годы. Мраморных лестниц там не было и в помине. Зато были забитые мусоропроводы, обшарпанные подъезды с характерным запахом, обоссанные лифты, уничтоженный асфальт во дворах, огромные лужи, какие-то поваленные деревья.

(Ещё запомнилась молодая девушка лет 20-22, у которой на джинсах между ног была дырка. То есть джинсы разошлись по шву, а зашить их ей, видимо, было некогда. И хотя тогда я убеждал себя, что дырка на джинсах это вполне нормальное явление, сейчас могу сделать вывод, что таки нет, дырки между ног на джинсах фасоном не предусмотрены. Но ладно, я отвлёкся.)

Это я к тому говорю, что всё познаётся в сравнении.