Ростелеком в честь коронавируса сделал бесплатными тысячу с чем-то фильмов, поэтому, пользуясь моментом, посмотрел нашумевших «Паразитов». Скажу сразу, фильм хороший. И я даже понимаю, почему он выстрелил. Возможно, для современного зрителя сам факт появления фильма с социальным подтекстом, в котором говорится о противоречиях между богатыми и бедными, это событие. Особенно после угара нескольких последних лет с их «сильными и независимыми», неграми и гомосексуалистами. Но на меня фильм впечатления не произвел. Точнее, не произвел того впечатления, какое, видимо, было у зрителей, устраивавших фильму овации после просмотра.

Почему не произвел? Возможно, потому что я вырос на русской классике и советском кинематографе. В фильме показаны расслоение общества, нищета, борьба бедных ни на жизнь, а насмерть за возможность работать, непонимание богатыми положения бедных, их снобизм и стеклянный потолок, который стоит за показным демократизмом. Много чего показано. Но для любого, кто прочитал хотя бы «Муму», это будут позавчерашние новости.

Фильм как фотоснимок отражает состояние современного капиталистического общества. Сам факт его появления говорит о том, что в обществе не все прекрасно. Но фильм не дает никаких ответов. Возможно, он задает несколько вопросов. Точнее, вопросами может задаться зритель после просмотра, а может и не задаться. Возможно, отец, запертый в подвале и вынужденный воровать еду, это образ старшего поколения, попавшего в ловушку нынешней экономической системы, а сын, мечтающий разбогатеть и выкупить дом с подвалом, – образ младшего. И автор намекает, что разбогатеть и выкупить не получится.

В фильме нет как однозначно положительных, так и однозначно отрицательных персонажей. Бедные показаны скотами и при желании вполне можно утверждать, что они заслужили то положение, в котором находятся.

Если бы фильм вышел лет сорок назад, его бы обязательно купили и показали в СССР. Вот только не уверен в должном эффекте. Не раз слышал, что тот же фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром производил на советских детей обратное впечатление. Они видели огромный дом, заваленный игрушками, и ребенка, чьи прихоти исполняют по первому зову, но не могли видеть и понять всей морали фильма. Боюсь, что и здесь многие бы увидели, да и сейчас увидят, дом с лужайкой и гараж с мерседесом.

В целом, фильм не зря напомнил мне русскую классику. Это своего рода «Бедные люди», которые ещё не задались вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?»