В принципе, тему с Украиной на настоящем этапе можно считать закрытой. Крым сменил подданство, войны в обозримой перспективе не будет, дипломатия ведёт какой-то вялотекущий торг, где вопросы украинской политики обсуждаются в одном ключе с поставками ПЗРК сирийским боевикам. Было сказано много слов, было сделано много дел, но жизнь постепенно входит в свою колею.
Крым, конечно, свалился как снег на голову. О том, что не было никаких планов по его возвращению, можно сделать вывод из строительства военно-морской базы в Новороссийске, которая должна была быть готова к 2020 году и в которую, считай, вкладывали 3 млрд. долларов. Параллельно с этим строился и строится сейчас порт на Тамани, который должен был заменить новороссийский торговый порт после превращения города в место дислокации ЧФ. Не судьба. Надеюсь, проект в Тамани не свернут, так как там работает моя сестра.
С другой стороны, вежливые люди на всех уровнях показали свою готовность к экспромту. В плане информационной войны Россия выступила хоть и традиционно ориентируясь лишь на собственную аудиторию, вооружившись не менее традиционным дуболомством, но опять-таки уровень оказался выше, чем во время войны с Грузией. Причиной здесь, как мне кажется, была эмоциональная вовлечённость участников. Колонелл Кассад написал, что Крымская весна является примером народно-освободительного движения на фоне схватки двух капиталистических держав. Тут можно иронизировать по поводу терминологии, но народный характер он уловил точно. И именно эта народная творческая составляющая, работа не за деньги (или не только за деньги), но и за идею, простых пользователей принесла свой результат.
Украину мы потеряли. Точнее, не так. Мы потеряли ту Украину, которую помнили по советским временам и девяностым. И обрели новую, я бы сказал настоящую, Украину. Появившуюся после двадцати трёх лет украинизации, которая одновременно была дерусификацией. И не надо говорить, что дело только в Крыме. Да, Крым дал повод для жгучей обиды. Да, даже вполне вменяемые люди сейчас плюются ядом (и я их вполне понимаю, ибо сам бы точно так же плевался, отними у нас завтра американцы Чукотку), но дело не только в Крыме. Крым, как не покажется странным, повод. Может это и прозвучит как банальность, но причина именно в попытке самоидентификации через отрицание. Украинский сугубо внутренний и мало кому интересный дискурс вдруг выплеснулся за пределы страны. И это привело к интересным результатам.
Я долго думал, а чем меня так раздражает Майдан? А ведь он меня раздражал. Что со мной не так?
много буквЯ за президента Януковича и стабильность? Боже упаси. Он мне не сдался даже даром. У меня идиосинкразия на любые выступления против власти? Отнюдь. Может я считаю, что украинский народ не существует? Нет, я готов спорить до потери пульса, что украинцы как этнос сформировались к семнадцатому веку и все попытки доказать их отсутствие суть попытка выдать желаемое за действительное. Может я что-то имею против украинской государственности? Может всё дело в имперском синдроме? Нет. Я был на Украине, был в Белоруссии и нигде ничего не ёкнуло. Да, в душе я ещё тот "старший брат", но это, скорее, помогает, чем мешает общению с людьми. Единственное, признаю, была фантомная боль по поводу Крыма (как, полагаю, и у остальных 70% россиян), тут я не спорю, но это не значит, что Крым вообще занимал мои мысли чаще, чем раз в год. До юго-востока, а тем более всей остальной Украины мне и вовсе не было никогда дела, кроме как в туристическом контексте. (Жалею, что в прошлым летом поехал из Минска в Брест, а не в Киев как планировал ранее. Теперь долго не попаду туда.) Российское телевидение с Соловьёвым я смотрю по великим праздникам, а так горячо любимого украинцами Киселёва не видел уже больше года. Но Майдан однозначно раздражал.
И думаю, главная причина этого раздражения - антироссийская направленность Майдана. Это не значит, что Майдан собрался против России. Нет! Он решал внутренние задачи. Но решение внутренних украинских задач на Украине невозможно без антироссийской риторики. Это, повторюсь, сугубо внутренний дискурс. Он не рассчитан на внешнее потребление. Но он оказался известен за пределами страны. Представьте себе, допустим, тусовку абстрактных велосипедистов, где главными врагами назначены, допустим, абстрактные водители камазов. Зачем, почему - не важно. Когда-то камазист Лёша сбил насмерть велосипедиста Серёжу, да и вообще как-то неуютно велосипедисту рядом с камазом. Никто эту вражду, кроме парочки упоротых, всерьёз никогда не воспринимал, но дискурс сложился. И вот представьте, что велосипедисты стали вдруг ругаться между собой, обзывая друг друга камазистами. А теперь представьте, что это произошло на стоянке дальнобойщиков. И водители камазов это всё услышали и приняли на свой счёт.
Думаю, примерно то же самое произошло со мной и ещё многими россиянами, которые вдруг обнаружили, что на майдане их представляют главными врагами человечества. Сейчас в укроСМИ идёт истерия по поводу танков, которые вот-вот вторгнуться на просторные поля Украины. И вроде как они там даже есть. Кто-то видел. Но разве не было истерии про российский спецназ, который вот-вот высадится в Киеве? Разве не писал это регулярно тот же Парубий у себя в твиттере? Разве не говорили, что беркутовцы это переодетые российские омоновцы? Разве не было разговоров про то, что Путин виноват во всех бедах? Про скакание немоскалей, отправку москалей на гиляку, портреты Бандеры и т.п. уже и говорить не хочется. Да и сейчас, разве кто-то с российской стороны призывает мочить хохлов? Ни разу не слышал. В реале вообще тишь, благодать и разговоры о братстве и взаимопомощи. А вот некоторым свидомым кровушки хочется. И всё это вместе вызвало известное раздражение. Дальнейшее известно. Дров наломали обе стороны.
Если спросить, чего бы я хотел от Украины, то я бы ответил, что хотел союзнических отношений с Россией. И не надо говорить, что при этом страна потеряла бы независимость. Посмотрите на Белоруссию, посмотрите на Казахстан. Разве они не имеют суверенитета? Разве у них нет своего мнения? Я молчу про Назарбаева, гляньте на Лукашенко. Это человек, который двигается в фарватере Путина? Господь с вами! Он идёт своей собственной дорогой, которая периодически совпадает с российской. Ну да что уж говорить о несбывшемся...Если искать что-то положительное во всём происходящем, то главное положительное - это сам кризис, который подвёл черту под постсоветской эпохой. Украина с удивлением обнаружила, что Россия это действительно другая страна, которая имеет собственные интересы и готова их защищать, а шутки с ней могут закончиться плохо. Россия узнала, что настоящая Украина отличается от "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и фильмов киностудии им. Довженко. Иллюзии отброшены в сторону и теперь остаётся жить дальше.