За последние годы население наших кубанских городов и станиц заполнилось мигрантами из разных уголков нашей страны. Этих люди приехали сюда в силу различных обстоятельств в основном из тех республик, откуда изгнали русских.
Эти люди, прожив в Узбекистане, Прибалтике и в других республиках много лет, помня советские времена, когда все мы были « единой нацией советским народом», жили в тех республиках в славные времена, когда туда, дабы быть «единой нацией» отправлялось все лучшее, то чего так не хватало в России: продуктов, одежды, предметов быта.
А жители России, купив путевку или поехав к знакомым вернувшись с упоением, рассказывали о том, как много, например, в Прибалтике колготок, дезодорантов, лифчиков, дамских сумок и все это без о-о-очереди!!!
Теперь люди, прожившие в республиках славные годы своей молодости, и изгнанные оттуда с ностальгией вспоминают, как им было хорошо там, и ныне, живя на Кубани, с презрением относятся к той земле, которая их приютила. Забывая о том, что времена изменились.
«Ах, как хорошо было там, в Узбекистане, Прибалтике, Киргизии или даже в каком нибудь из городов России! Еще где нибудь, но только не здесь!»читать дальшеПоследние годы, когда население наших городов и станиц в значительной степени заполнились приезжими из всех уголков страны, я все чаще сталкиваюсь с негативным отношением и презрением со стороны приехавших русских, я подчеркиваю, именно русских, к местному кубанскому населению, к нашим кубанским традициям и обычаям.
У некоторой части населения стало просто - таки «хорошим тоном» ругать кубанцев и все кубанское. Дошло до того, что коренным кубанцам, не стесняясь и не боясь оскорбить чувство национальной гордости, придумали прозвище « кубаноиды». Это тем, чьи многие поколения стояли на страже страны и выращивали хлеб для тех самых республик. Предвижу возмущение не согласных: « А мы нефть добывали. А мы ракеты для вас собирали!». Ну, скажем, таких не так уж и много, большинство занималось обычным трудом: работали учителями, бухгалтерами, водителями.
« Я на другую сторону улицы выбросила сливы, так соседка перебросила мне их обратно. Ах, эти проклятые кубанцы! И что тут за народ!».
Сосед, ремонтируя свой дом, выбрасывает строительный мусор соседям по забор. Когда те, возмущенные перебросили мусор ему обратно начал кричать: «Вас в Сибири, давно убили бы! Проклятые кубанцы! Кубаноиды!» и далее забористый мат, видимо, призванный уничтожить этих самых кубаноидов.
Простите, уважаемые, хочу вас спросить: « А там где вы раньше жили, что принято соседу под забор свой мусор бросать и матом ругаться?».
Закрыт банк на обеденный перерыв. С ненавистью дама явно славянской внешности кидается на техслужащую банка, учиняя ей допрос, почему закрыт банк. Та, опешив от напора, не может ничего ответить, тогда дама разражается бранью в адрес руководства банка, потом всех кубанцев. Проклиная Кубань и кубанский менталитет, раскрыв напомаженный рот кричит: «Принято тут так, проклятые кубаноиды! Менталитет тут такой, сразу видно русские!».
Интеллигентного вида старушка в автобусе, усевшись по удобнее, оглядывается по сторонам в поисках единомышленников и начинает митинг. Поочередно оглядываясь на окружающих то в одну, то в другую сторону и явно ожидая поддержки, начинает рассказывать какие вежливые люди в Узбекистане, и какие плохие на Кубани. На мой вопрос: «Если там, такие хорошие люди, почему же вас оттуда выгнали, и кто выгнал, те самые хорошие, вежливые люди?» она сникает, и не получив поддержки замолкает совсем.
На просьбу переделать некачественную работу сварщик кричит, перемежая матерщину проклятиями: «Проклятые кубаноиды, хамы. Здесь на Кубани нет нормальных людей!». Хочу его спросить: « В Сведловске, откуда он приехал, принято брать деньги и заваривать трубы, так что бы, оттуда тек кипяток на головы хозяев?».
Приехавшие из Перми внуки, первым делом заколотили калитку от соседей, с которыми прожили по соседству два поколения их предков.
Все это, к сожалению, не выдуманные истории. Мне жаль этих людей. Многие из них прожив многие годы в республиках, не выучили языка народа, среди которого жили. Приехав на Кубань, не поинтересовались ее историей, хотя живут здесь с начала перестройки, по два десятка лет. Они не знают и не хотят знать наших традиций и обычаев.
Не знают и не хотят знать тех, с кем живут рядом, как не хотели знать тех, с кем жили раньше.
Я бы очень хотела посмотреть на этих героев, если бы они повели себя так где- нибудь в Чечне, Грузии или любой другой республике. Что бы с ними было там? Оттуда - то они как раз бежали молча, прихватив свои пожитки.
Знаете, кто лучше всех учит кубановедение в школах? Армянские дети. Я с этим столкнулась лично. Они в семьях приучаются уважать свою историю и понимают, что надо знать историю народа, среди которого живешь, тем более что многие из них уже родились на Кубани. Это традиция армянских семей знать свою историю, знать своих предков.
Одна армянская женщина сказала мне однажды: «Это дети уроды, которые не знают своей истории и своего языка».
А уважаемая мною дама, однажды попыталась сформулировать свое неприятие всего кубанского, сказала: «Я хоть и кубанская по рождению, но вот этого самого... кубанского я лишена…», пощелкала в воздухе пальцами и не найдя слов сказать чего же она лишена, задумалась и замолчала. А, в самом деле, чего?
Коренные кубанцы - казаки и иногородние: крестьяне и мещане из Украины, Средней полосы России и других мест жили дружно, обращались друг к другу вежливо. Обращаться по имени и отчеству и на «Вы», было принято уже с подросткового возраста, или, называя полное имя, к примеру «Григорий»», « Иван», «Михаил», «Агафья», и т д.
На Кубани никогда не было крепостного права и грубое обращение по имени, например: «Наташка», «Глашка», «Зинка», «Васька» воспринималось как оскорбление и приравнивание к дворовым девкам или мужикам, т.е. крепостным. В семьях к родителям было принято обращаться на «Вы» и ласково: «Вы папаня, Вы маманя».
Употреблять матерные слова у казаков принято не было вообще. Это считалось страшным грехом. Пить без причины на Кубани принято не было. Особенно это относилось к казакам. Если служивый и хватил лишку по какому- либо случаю, то пробирался домой огородами, дабы не попасть на глаза знакомым и сослуживцам - односумам, чтобы не набраться позора. Образ пьяного казака, это, к сожалению, въевшийся штамп более поздних времен, когда казачество дискредитировали любыми способами.
Было принято делиться с соседями едой, угощать друг друга. Пекут в доме пирожки, дети обязательно отнесут соседям тарелку свежих пирожочков, соседка в свою очередь угостит, например, варениками с вишнями или другим лакомством.
Существовали и такие неписаные законы, например: «Что к соседу проросло, то его».
Растет дерево недалеко от межи, ветки протянулись к соседу во двор. Никогда хозяин дерева не сорвет то, что проросло к соседу. Сорвать, плоды пророросшие в соседний двор, означало показать свою жадность и неуважение к рядом живущим.
Между дворами всегда были калитки. Сосед считался ближайшим родственником, который разделит с тобой и радость и горе. Соседи часто ходили, друг к другу в гости, вместе отмечали праздники, встречали гостей.
Улицу перед двором было принято подметать ежедневно. Дома, зачастую, не замыкались. Достаточно было деревянной вертушки, крючка или полена подставленного под дверь. Это означало, что хозяев нет дома, и в дом никто не заходил. Никаких замков на калитках с улицы не было и в помине, там были те же крючок или вертушка, что бы ветер не хлопал калиткой.
К Пасхе было принято белить деревья. Встанет соседушка пораньше и побелит рядом живущей соседке деревья перед домом, а та рада и благодарна: «Ой, спасибо, Ивановна!» и первой несет пасхальное угощение, показывая этим свое хорошее отношение и уважение.
Вот так жили люди на Кубани. Такой образ жизни воспитывал единение, приучал людей жить в дружбе, согласии, помогал вместе переживать трудные времена, которых всегда было достаточно. Это лишь малая часть кубанских обычаев и традиций. События, произошедшие в нашей стране, перекроили все.
Революция 1917 года посеяла вражду, разделила население Кубани на красных и белых, голод 20-х и 30-х годов прошлого века уничтожил население Кубани казаков, крестьян и мещан, примерно на 80 - 90 процентов. Некоторые станицы были уничтожены совсем. Их население было вывезено в дальние края, а на их место привезли жителей Средней полосы России и красноармейцев. Так на карте Кубани появились новые названия станиц: Красноармейская вместо Полтавской, Ленинградская вместо Уманской, Советская вместо Урупской.
В нашем районе наиболее пострадала станица Платнировская, а все остальные понесли неисчислимые потери. Затем Великая Отечественная война, в которой погиб примерно каждый 10-й житель нашего района. А вдовы детородного возраста остались без мужей. Не восполнилась численность населения даже в самые благоприятные последние десятилетия Советской власти. Дореволюционная численность большинства наших станиц не восстановилась до сих пор. Исключение составляет только город Кореновск, да и, то только потому, что это районный центр. Прирост населения в основном за счет мигрантов, т.е. тех самых русских и не русских приехавших из других мест. Так кто же живет на Кубани теперь? И чего мы лишены?Многие годы были забыты кубанские обычаи и традиции, то, что делается сейчас по возрождению традиций, это, к сожалению, капля в море.
А нынешний менталитет кубанцев создают как раз те самые мигранты, приехавшие из разных мест нашего некогда великого государства. Так над кем смеетесь, господа? Кто тут «проклятые кубаноиды»? Может это как раз те, кто приехал жить на Кубань, проклиная, презрительно и оскорбительно обзывая коренное население, и не хочет «на себя оборотиться» как писал великий баснописец дедушка Крылов. Я думаю, что кубанская земля и народ, среди которого вы теперь живете достойны других слов.
Орлы не пачкают там, где живут, подумайте над этим, господа.Из интернетов.
Кстати, здравое зерно в её словах автора есть. Хотя, конечно, беженцев тоже никто не встречал с распростёртыми объятиями. С другой стороны, проявлению этого на бытовом уровне есть вполне логичное объяснение: массовый наплыв чужих всегда пугает и настораживает.